воскресенье, 20 октября 2013 г.

"Молодость", второй день

 Второй день фестиваля мы встретили уже куда более подготовленными и приехали в кинотеатр "Киев" практически не спеша. Пяти минут, которые у нас остались до сеанса, как раз хватило, чтобы поязвить в адрес тех, кто так и не нашел в себе силы проснуться – народа в зале было еще меньше, чем вчера.

Образчики современного искусства, которые перекочевали на "Молодость" прямиком с Одесского биеннале.


День начался с фильма "Отель" Лизы Лангсет, дебютировавшей на позапрошлогодней "Молодости". Если в первой работе режиссера лишь смутно угадывались черты знаменитых кинолент, то на этот раз Лангсет решила не размениваться по мелочам. В результате, будучи очень благодушно настроенным, ведущий прием фильма можно охарактеризовать как "откровенное цитирование".

Позаимствовав фабульный костяк у другого датского фильма, знаменитых "Идиотов" Ларса фон Триера, создательница его пригламурила и разбавила мотивами других полюбившихся картин. Сюжет повествует о девушке, которая, родив больного ребенка, потерялась в своих чувствах и окружающей реальности, но при этом решила не утруждать себя поиском выхода из положения и плыть по течению. Попав в группу реабилитации после психологических травм, она подбивает четверых друзей по несчастью ринуться в рисковый эксперимент (чуете, где-то тут повеяло ирландским духом бунтаря МакМерфи из "Пролетая над гнездом кукушки"?). Они кочуют из одного роскошного отеля в другой (деньги у главной героини, конечно же, имеются в необходимом количестве), притворяясь другими людьми и попутно осуществляя странные фантазии. К примеру, мужчина средних лет перемешивает философию мазохизма с образами индейцев Майя, а совсем уж немолодая женщина неведомо как соблазняет женатого юношу. Но, как и положено вольному пересказу "Идиотов", добром это не кончается: группа обнаруживает свою нежизнеспособность и распадается.

Смущает в этом всем "великолепии" не только обилие чужого материала, но еще и протагонистка, которая, безусловно, обрисовывается как позитивная героиня, достойная сопереживания, а в итоге выглядит эгоистичной и попросту примитивной. При этом удручает хэппи-энд, смахивающий на подачку тем зрителям, которые умудрились проникнуться судьбой героини. Одно радует: тенденции современного кинематографа на таких горе-работах отслеживать более чем интересно.

Фильм подействовал удручающе.
После этого каннский призер "Прошлое" произвел эффект бальзама на раны. Картина, получившая приз экуменического жюри и награду за лучшую женскую роль, представляет собой двухчасовую (с хвостиком) детективную драму. Ее герою, как водится в фестивальном кино, сложно позавидовать. Ахмад приезжает, чтобы официально развестись с Мари, с которой они расстались еще четыре года назад. По приезде он быстро понимает, что его хотят втянуть в семейные разборки. У женщины появился новый ухажер, от чего не в восторге ее шестнадцатилетняя дочь Люси. Причин у нее немало: во-первых, на ее короткий век у матери уже третий кавалер, а во-вторых, у очередного претендента на роль отца есть жена... которая лежит в коме после неудачной попытки самоубийства. Люси подозревает, что причиной для сведения счетов с жизнью стал именно роман мужа несчастной с Мари...

Кроме актерской игры, которую не стыдно назвать выдающейся, фильм подкупает многоплановостью истории, где нет ни правых, ни виноватых. Отдельным плюсом можно выделить то, как ловко повествование переключается между героями. Собственно, к концу затрудняешься выделить среди них главного, настолько качественно раскрыт образ каждого из них.

Финальный кадр несомненного фаворита сегодняшнего дня.
 После часового перерыва мы отправились на презентацию картины Лордана Зафрановича "Оккупация в 26 эпизодах".

Режиссер рассказывает о нелегкой судьбе своего детища.
Картина была номинирована на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля аж в 1978-ом году, но была запрещена к показу на родине, в Югославии, а кое-где даже демонстрировалась в урезанном варианте – из почти двух часов оставили лишь половину. Речь в фильме идет об оккупации Балканских стран итальянскими фашистами и на ее фоне – о судьбе трех друзей, еврея, итальянца и хорвата.

На премьере в Каннах двести человек покинуло зал, что заставляет еще раз подивиться впечатлительности французских зрителей – никакой ультражестокостью картина, в общем-то, не оперирует. Выделяется один небольшой эпизод действительно зверской расправы с неугодными фашистскому режиму, но как раз он и служит фильму недобрую службу. После такой сюжетной коллизии было бы логично либо вовсе закончить фильм, либо перевести в другую, более жесткую плоскость – но нет, по сути, история продолжается как ни в чем не бывало. С другой стороны, после просмотра на ум сразу приходят "Сало, или Сто двадцать дней Содома" Пазолини и "Гибель богов" Висконти, а такое сравнение делает честь любой картине. Кроме прочего, порадовала особая балканская абсурдность происходящего и убедительно, хоть и неполно, выписанные центральные образы. В общем, если картина попадется на глаза, смотрите – не пожалеете.

Финальный кадр сегодняшнего дня.
На сим все. Завтрашний день внушает большие надежды – в программе "Боргман" Алекса ван Вармердама, "За Маркса" Светланы Басковой (той самой, которая сняла "Зеленый слоник") и "Мой пес Киллер", номинант на "Оскар" от Словакии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий