четверг, 22 января 2015 г.

"Мамочка". Ксавье Долан против Годара, Уэллса и всего мира

Мы видели такое, и уже не раз. Не только Долан заигрывает с полутабуированной (больше для вида, конечно) темой инцеста, да и делает это не впервые. Не только Долан разбавляет самоповторы классическими мотивами. Не только Долан умеет преобразить видеоряд удачным использованием популярной мелодии. Доколе же ему ходить в гениях и вундеркиндах?

Восторг критиков в адрес Ксавье перехлестывает все мыслимые и немыслимые границы. Разве что Орсона Уэллса, который, бездарь этакий, в возрасте Долана мог похвастаться лишь "Гражданином Кейном", под ноги канадского инфант террибль еще не бросали. Пять фильмов! Приз жюри, деленный с самим Годаром! Качать его, качать!


Это, возможно, излишне ироничное вступление никак не ставит за цель донести мысль, что Долан похвалы не достоин. Другое дело, что в киносообщетсве последние годы как-то все реже отделяют зерна от плевел, и фильм, получивший награду в одной серьезной категории, автоматически оказывается хорош буквально по всем пунктам.


У "Мамочки", восхитившей Канны режиссерской работой, ясное дело, этой самой режиссуры не отнять. Долановская игра с форматом экрана, просто потрясающий мокфорвард (фальшивый флэшфорвард, как его еще назвать-то?), камерная драма с обилием крупных планов, умудрившаяся при этом не стать тяжеловесной и поддерживать собственный ритм около двух часов – несомненно, выдающиеся достижения. Шляпы сняты, ладони аплодируют.


Другое дело – рассказанная история. Конечно, не будем забывать, что в большом кино сюжет – дело десятое, но при просмотре "Мамочки" возникает стойкое ощущение, что режиссер успел несколько раз устать от своих героев. Однако, терзаемый комплексом отличника, не решался все пустить на самотек, а просто брал готовую форму – например, копался в своих предыдущих работах. Получилось-то неплохо, но расстояние между "неплохо" и "гениально" весьма ощутимо.

Мотивация персонажей оставляет желать лучшего, хотя, конечно, зритель знает, на что идет: картины Долана скорее от сердца, чем от головы. Правда, сумма слагаемых оставляет какой-то странный привкус. И музыка, кажется, так же уместна и сюжетообразующа, как прежде, но только один эпизод с ее использованием вышел по итогам действительно выдающимся. И монтаж добротный, жаль только, что при ближайшем рассмотрении понимаешь – дальше чередования общих и крупных планов Долан на этот раз не пошел. И актерская игра вроде бы на месте, правда, продиктована она больше не драматургическим подспорьем, а внутренним ритмом.


Складывается ощущение, что на "Мамочке" Долан решил отточить свое режиссерское перо – и отточил, да еще и как. Но все прочее не поспевает за мастерством постановщика, одно задание в этой контрольной работе гордость класса выполнил на "отлично", а вот другие – всего лишь на "удовлетворительно". Рукоплещут же ему одинаково за все скопом, и в этом есть некая опасность для собственного критического мышления. Пора бы перестать именовать Долана гением и остановиться на сдержанном определении "талантливый режиссер". Великих, закосневших в собственном величии, и без него хватает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий