Триумфатор Канн-2013 после просмотра оставляет по себе неприятное чувство недоумения. |
Возможно, причина этого до обидного проста – о трехчасовой картине, балующей зрителя невиданными прежде на большом экране откровенными сценами, попросту нечего толком сказать. Потому на третьей восторженной рецензии ловишь себя на мысли, что где-то это уже читал, а на десятой появляется стойкое дежавю. Но это отнюдь не значит, что все, кому понравилась "Жизнь Адель", старательно слизывали впечатления друг друга под копирку.
Кажется, разгадка кроется в Абделатифе Кешише, который оказался не только смелым режиссером, но и талантливым маркетологом. Где намеками, а где и прямо он расписал все подтексты своей картины и истолковал все скрытые смыслы, что сыграло роль эдакого глобального пресс-релиза. Который после получения "Жизнью Адель" главной награды Каннского фестиваля разошелся просто немыслимым тиражом.
Беда в том, что добрая часть утверждений касательно этого фильма, которые принимаются чуть ли не за аксиомы, вовсе не очевидны и, мало того, спорны. Взять, к примеру, ставшую уже традиционной сентенцию о том, что картина вовсе не о лесбийской любви, что, мол, надо копать глубже. Похвальное стремление, но только вот почему режиссер сделал главными героинями именно лесбиянок? И почему столько внимания уделил именно сексу, а не эмоциям, которые вынесены за скобки и как бы сами собой разумеются?
Ведь если акцент действительно не на ориентации героинь, то, выходит, их можно заменить гетеросексуальной парой и смысл не поменяется? Верно лишь наполовину – заменить и впрямь можно. Вот только привлекла бы такая история к себе внимание? Среди отзывов о фильме неоднократно проскальзывало мнение, что, дескать, только так теперь и можно показать по-настоящему глубокие чувства. И тут же возникает следующий вопрос: а где же, собственно, чувства? Даже тогда, когда между героинями не происходит сексуального контакта, эта тема как бы висит в воздухе, заставляя усомниться, а скрепляет ли их отношения что-то еще. И, по-видимому, не скрепляет – ведь никаких общих интересов у девушек нету, ориентированы они на совершенно разные вещи, о родственности душ тоже говорить не приходится...
Всего этого, впрочем, картина не отрицает, предлагая в качестве изюминки произошедшую с Адель метаморфозу. И очень обидно, что обещанных и ожидаемых перемен, увы, не происходит. К актерской игре ни одной из героинь не возникает никаких претензий, но чтобы справиться с поставленной задачей, требуется нечто феноменальное. Феноменального, увы, не наблюдаем – и в итоге все критические сцены накалены до предела, а все менее напряженные окрашены естественностью эмоций... но это все-таки эмоции одного и того же человека.
Невольно вспоминаешь прошлогоднего обладателя "Золотой пальмовой ветви", картину Михаэля Ханеке "Любовь", где Эмманюэль Рива за куда меньший промежуток времени превращается из крепкой старушки в стонущий полутруп. Проблема же Адель как персонажа в том, что она "ровная" героиня. Ориентированная большую часть фильма на отношения с Эммой, она таковой остается до самого конца, одевая синее платье и идя смотреть на выставку работ, в которых "все еще есть она". Ведь вряд ли можно считать зрелостью ее бессмысленную измену. И уж тем более вряд ли шок от закончившихся отношений можно расценивать как уникальный экранный опыт.
В чистом остатке мы имеем историю, которая примечательна лишь формой, не сутью. Голливудские режиссеры – известные формалисты, и, возможно, именно эту сторону фильма и оценил глава жюри Стивен Спилберг. В качестве постскриптума отметим, что "Жизни Адель" мы единогласно поставили семь из десяти баллов, то есть оценили как обычный хороший фильм. А ведь в конкурсной программе Каннского фестиваля были и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий