среда, 13 ноября 2013 г.

"Один против всех" Гаспара Ноэ. Рецензия



Наши впечатления от первой полнометражной работы Гаспара Ноэ ("Необратимость", "Вход в пустоту") мы поделим на две части – рецензия Лукьяна, который фильм уже видел, и свежие впечатления Оли после просмотра. Итак, часть первая.


О фильмах Ноэ писать, пожалуй, ничуть не проще, чем их смотреть... даже при том, что это один из моих любимых режиссеров. Парадоксально, но легче всего даются рассуждения о "Входе в пустоту", картине, для которой феноменальная "Необратимость" стала всего лишь тренировочной площадкой операторского искусства. Вместе с опытом к Ноэ пришло не только сочувствие к зрителю (ведь уровень жестокости в его фильмах идет по ниспадающей), а и умение создавать по-настоящему многогранные произведения.

Герой обнимает любимую дочь. Идиллия, не правда ли?
Когда воображение чуть успокаивается после просмотра "Одного против всех" и отдает бразды правления сознанию, на ум приходит мысль о монолитности картины. На это, по сути, нас наталкивает и название, ведь мы внутри того самого "одного". С экрана беспрестанно льется внутренний монолог Мясника, мир мы видим исключительно его глазами, да и мотивация всего происходящего нам предложена одна-единственная.

В итоге, углубившись внутрь персонажа (слово "герой" тут как-то не к месту), мы в придачу к его внутреннему миру получаем виденье внешнего. Прием известный и классический, взаимосвязь сама собой разумеется – и все равно это срабатывает, да еще и как. Ведь перед нами – маргинал, редкий даже для современного кинематографа, социопат-педофил, озлобленный до предела.

Улыбчивый режиссер.
 Именно в эту озлобленность Ноэ постепенно втягивает сидящих перед экраном. Подливает масла в огонь то, что причины этой озлобленности остаются за кадром, в короткометражке "Плоть". В "Один против всех" персонаж по имени Мясник (а ведь мясником он перестал быть еще до событий этой картины!) с самого начала показан загнанным в угол и разуверившимся во всем до отвращения. Ударное начало – традиционный для Ноэ прием, который режиссер оттачивал на протяжении всего творчества.

Если "Плоть" начинается жестче некуда, с убийства лошади и жутких натуралистичных родов, то "Один против всех" встречает нас психологическим давлением. Аналогичный старт в "Необратимости" – не сцена убийства огнетушителем, как можно было бы подумать, нет. Это фраза все того же Мясника: "Время разрушит все". Моментально настраивает на нужный лад да еще и обрамляет картину – а ведь всего одна фраза! "Вход в пустоту" же встречает нас знаменитой манерой съемки, которая проведет нас через весь фильм-экскурсию по загробной жизни.

Что интересно, даже имея центральным персонажем такого малоприятного субъекта, "Один против всех" держится вовсе не на пресловутом ультранасилии. Мясника окружает столь непривлекательная действительность, что поневоле задумываешься: "А что бы стало со мной в такой ситуации?" И финал, сам по себе отталкивающий, воспринимается чуть ли не как выход запутавшегося человека к свету – ведь нам же очень наглядно продемонстрировали. как бывает по-другому! Между прочим, не побоюсь быть высмеянным, но абсолютно та же схема концовки использована в последней части "Сумерек". Вот где и как неожиданно всплывает самый что ни на есть дремучий арт-хаус.

Показ фильма "Один против всех" состоится сегодня в "Доме Фрейда" по адресу Константиновская, 21, в 19:30. Кроме самой картины, вас ждут чай-кофе-печеньки, лекция и обсуждение. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий