воскресенье, 2 февраля 2014 г.

10 лучших фильмов 2013 года




1. "Великая красота", режиссер Паоло Соррентино

Пожалуй, самое ценное в этом фильме – соответствие названию. "Красота" на самом деле очень красива и вполне может претендовать на звание великой картины. История Джепа Гамбарделлы, который в 65 лет понял, что нету никакой разницы между проигрышем и выигрышем, неизменно вызывает ассоциации со "Сладкой жизнью" Феллини. Но, наверное, ни один здравомыслящий человек, посмотрев оба этих фильма, не сочтет "Великую красоту" ремейком – скорее уж сиквелом. К тому же, Феллини вынес поколению приговор, а Соррентино очень мягко его амнистировал.

Цитата из фильма: " – Стефания, какую же чепуху ты несешь! Ты знаешь, что Флобер хотел написать книгу про Ничто? Если бы он встретил тебя, мы бы получили великую книгу!"


2. "Пена дней", режиссер Мишель Гондри

Экранизация произведения Бориса Виана от режиссера "Вечного сияния чистого разума". Мрачному великолепию фильма в немалой степени поспособствовало то, что Гондри и Виан, кажется, видят мир одинаково – сюрреалистической ловушкой, в которой бьется и гибнет настоящая любовь. Стоит добавить, что книга все-таки куда жестче фильма – режиссер пощадил хотя бы мышку.

Вопрос после просмотра: редакция ArtJourn'ey в полном составе пыталась припомнить, а до Гондри кто-то еще иллюстрировал сюжет играми с колористикой? Прием вроде бы напрашивающейся, но в голову так ничего и не пришло.


3. "Вик и Фло увидели медведя", режиссер Дени Коте

Тот случай, когда вроде бы безобидное название раскрывает весь свой ужас только после просмотра. Никаких медведей в картине нету – а лучше бы были. Канадец Дени Коте за полтора часа добивается невозможного – заставляет зрителя умирать вместе с героинями. Пожалуй, самый безжалостный фильм года.

Чего ждать от этого человека в 2014-ом: характерно, что новая работа Дени Коте будет носить многозначительное название "Пускай твоя радость живет". Нам страшно.


4. "Когда я умирала", режиссер Джеймс Франко

Названия одно другого краше, правда? Джеймс Франко, Волшебник из страны Оз, оказался способным куда на большее, чем ярмарочные фокусы. Лучшей киношуткой года можно смело признать предположение, что существует два Франко – один снимается в бездарном мейнстриме, другой делает серьезное авторское кино. Тяжелая фолкнеровская драма в его руках становится медетативным повествованием о несправедливости череды рождений и смертей. Что тут скажешь? Браво.

Под впечатлением от Фолкнера: видимо, творчество нобелевского лауреата пришлось Джеймсу по вкусу. В планах неуемного актера-режиссера еще одна экранизация писателя, на этот раз – романа "Шум и ярость".


5. "Боргман", режиссер Алекс ван Вармердам

"Бессмысленный и беспощадный" – словосочетание, которое первым приходит на ум после финальных титров. Посыл Вармердама, в общем-то, несложен: кем бы ты ни был, твоя жизнь может быть разрушена в считанные дни безо всякого объяснения причин. Завернута эта идея в обертку красочной сказки – но упаси вас Бог читать ее на ночь.

Тенденции: один из немногих осмысленных диалогов главной героини с ее мужем – о том, нужно ли платить за благополучное мещанство процветающей Европы, или же стоит принимать его как должное. Здесь несложно разглядеть актуальную нынче критику капитализма, а финал непрозрачно намекает, что платить все-таки придется.


6. "Лавлэйс", режиссеры Роб Эпштейн и Джеффри Фридман

Байопик о жизни скандальной порноактриссы Линды Лавлэйс ("Глубокая глотка") ловко обманывает зрителя и в какой-то момент перестает быть эротическим анекдотом, которым прикидывается в самом начале. По сути, структура "Лавлэйс" близка знаменитому "Малхолланд Драйву" Дэвида Линча, а все сюжетные совы – совсем не то, чем они кажутся.

Внезапно: вездесущий Джеймс Франко засветился и здесь, снявшись в роли несколько демонического главреда журнала "Плейбой" Хью Хефнера.


7. "Отвязные каникулы", режиссер Хармони Корин

Еще один кинохамелеон 2013-го – молодежная комедия "Отвязные каникулы" (или "Весенний отрыв") на поверку оказывается экзистенциальной драмой с размышлениями о сути веры и крахе самой идеи американской мечты вдобавок. Отдельно хочется отметить визуальную сторону картины – такими красивыми кадрами и клиповым монтажом нас давненько уже не баловали. Вы не поверите, но здесь тоже есть Джеймс Франко – с золотыми зубами и гангстерской тоской.

Родом из Франции: за красоты "Отвязных каникул" благодарить надо Бенуа Деби – человека, ответственного за восхитительные полеты камеры в "Необратимости" и "Входе в пустоту" Гаспара Ноэ. А еще он будет снимать новый фильм Вима Вендерса. Ждем.


8. "За Маркса", режиссер Светлана Баскова

Утопичный пролетариат, существующий в условиях абсолютной индустриальной антиутопии – такова концепция нового фильма автора скандального "Зеленого слоника". Кстати, в главных ролях те же актеры, что и в "самом грязном фильме тысячелетия" – Епифанцев и Пахомов. На "За Маркса" это никак не влияет, зато немало проясняет в "Слонике", ведь в какой-то мере Баскова рассказывает ту же историю, что и пятнадцать лет назад, но совсем другими методами. Впрочем, хоть приемы режиссера и стали гуманнее, сминающая и подавляющая повествовательная сила никуда не делась.

Коротая время: в качестве иллюстрации утопичности пролетариата хорошо сгодится следующий эпизод. Рабочие дожидаются на проходной своего приятеля и коротают время за разговорами... о теории авторского кино и Годаре. Причем простым русским языком и с большим знанием дела.



9. "Перед полуночью", режиссер Ричард Линклейтер

Третья часть линклейтеровской эпопеи ("Перед рассветом", "Перед закатом" и, собственно, "Перед полуночью") неожиданно переносит нас из Европы в Грецию. Декорации сменились, лицедеи остались – Итан Хоук и Жюли Дельпи постарели еще на девять лет, но им все так же есть что обсудить. Прекрасный образец разговорного кино, не в пример разным "О чем говорят мужчины" и иже с ними.

Дописывая реплики: между прочим, начиная со второй части, Хоук и Дельпи принимают участие в разработке сценария. Смелый ход Линклейтера сработал на все сто – актерской игре хочется аплодировать стоя, видно, что для себя писали. Или про себя?


10. "Советник", режиссер Ридли Скотт

Несмотря на шероховатости, неувязки и откровенно сырые моменты, Ридли Скотт умудрился снять кино, которое вполне может застрять у вас в голове на долгие месяцы. "Советник" похож на недособранный паззл – не сможешь пройти мимо, не попытавшись приладить пару кусочков. Или на кошмарный сон, где все обещанные страхи обязательно сбудутся, уж простите за спойлер.

R.I.P.: Ридли Скотта сложно укорять за недоработки, ведь во время съемок "Советника" покончил с собой его брат Тони. В результате местами отчетливо понимаешь, что создателю немного нет дела до своего детища, что придает фильму шарм беспризорного ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий